15 февраля 2016, 09:51

Поклонные кресты на Севере. Языческий дух православного символа

Местные священники веками бились с языческими верованиями крестьян, да все бесполезно. И кресты продолжают появляться в Карелии, напоминая о важном или трагическом событии.

Из всех храмов Петрозаводска я давно и прочно очарована Крестовоздвиженским собором. Закопченные стены и своды, родной иконостас - таким храм был и сто лет назад. И мощи св. Елисея Сумского так гармонично вписаны в убранство храма, что и не подумаешь, что раку с его нетленными останками каких-то 25 лет назад выносили через музейное окно на пл. Ленина, передавая церкви. Конечно, у меня, как у музейщика, свои ассоциации и впечатления от местных достопримечательностей. Выходя из храма, оказываешься среди старых деревьев на запущенном кладбище, а у церковной ограды расположилась самая настоящая достопримечательность Петрозаводска - поклонный крест времен Петра Великого. 

Крестовоздвиженский собор, Петрозаводск


В прошлый раз мы говорили о бане – древнем языческом святилище северного человека. Сегодня попробуем восстановить баланс и рассмотреть один из интереснейших элементов православного мира – поклонные кресты, столь популярные на Руси.

Итак, за примером далеко ходить не надо – достаточно подойти к собору на ул. "Правды". В узком футляре-киоте за новенькими стеклопакетами притаился старинный крест, украшенный резьбой и буквами. На нем можно прочитать следующую надпись: «1725 год генваря 29 дня построил сей честной крест Господень по вере своей петровских заводов житель Юлиан Иванов Сараев на поклонение всем православным христианам». 

Поклонный крест (1725 г.) при Крестовоздвиженском соборе


Есть такая версия среди краеведов, будто крест этот был построен либо в память о Петре Великом, в честь его пребывания на заводе, либо в память об императоре, скончавшемся 28 января, то есть буквально накануне. Но в надписи на кресте об этом ни слова. Наверное, если бы жители Петровского завода хотели увековечить память императора, то они могли бы сделать это уже в 1719 году, в первый из четырех визитов царя сюда.

Что касается последней версии, стоит учитывать, что в те времена новости доходили куда как медленнее и можно было бы расценивать возведение поклонного креста как удивительное совпадение. Но совпадение ли? Вы только представьте: зима, земля промерзла, а упрямый Юлиан Иванович Сараев вздумал установить крест. А может быть, дайте пофантазировать, ясновидец Фаддей Блаженный, предвидя смерть императора, старинного своего знакомца, насоветовал Ю.Сараеву заняться постройкой этого памятного сооружения? Версия фантастичная, но увлекательная. 

Но вернемся к историческим реалиям. На кресте хорошо заметны следы подновления – естественно, простоять триста лет без ремонта он не смог бы. На обороте креста есть надпись: «Возобновлен в 1834 году». И, кстати, точно не установлено, укрепили ли тогда крест или вырезали заново. Без анализа древесины этого не выяснить. Как и любой поклонный крест, он сориентирован на восток, указывая своими перекладинами на север и юг. Знают ли современные прихожане собора, что проходят мимо одного из старейших памятников города?

Еще более старинный крест, точнее его фрагмент, хранится в Национальном музее Республики Карелия. Его доставили из деревни Лукостров Пудожского района. Крест посвящен царям Иоанну и Петру Алексеевичам, а резал его «киженин Ивашко Артемьев» 20 июля 7200 года, то есть 1692 года.

Поклонные кресты с давних пор стали сопровождать жизнь северного человека. Их ставили на улицах деревень, на месте будущего или сгоревшего храма. Этой православной святыней отмечали место, где погиб путник. 

Село Гридино, Кемский район. 1955 г. Из собрания Национального музея РК


Груда камней в изножье креста символизирует Голгофу, на которой был распят Христос, косая перекладина указывает одним концом в небо, вторым в землю, напоминая о движении из тьмы к свету. О распятии Иисуса Христа говорят вырезавшиеся на поверхности изображения копия и трости. Кресты могли быть 6-, 7- и 8-конечными, и символика их сложно и глубоко трактуется православной традицией. 

Беломорская Карелия. Автор К.И. Инха. 1894 г.


Памятные кресты ставились в честь важных событий, как, например, поклонный крест, чей четкий силуэт видят все туристы, спускающиеся на землю острова Кижи с борта теплоходов. Его силуэт хорошо читается на фоне неба. Привезли этот крест в 1975 году из заонежской деревни Хашезеро. Сам крест прикрыт от дождя крышей, а на его перекладинах вырезаны два слова - «Победа» и «1812». Интересно, что некоторые кресты сохранили следы ярких красок, которыми их расписывали.

Крест из деревни Хашезеро. Музей-заповедник «Кижи»


Приметные, в 10-12 метров высоты, кресты ставились поморами на островах в Белом море – они служили для них ориентирами. 

Поклонный крест в селе Гридино. Фольклорный архив ИЯЛИ КНЦ РАН


Возводились поклонные кресты на перекрестках дорог. Перекрестки – места опасные, здесь всегда водилась нечистая сила, свершались заговоры и чары, а человеку была необходима защита от нечисти. Недаром во время святок желающие узнать будущее ходили «слушать» именно на перекресток.  

Крест на почтовом тракте Олонец - Петрозаводск. Автор А.А. Беликов


Странно получается: как ни старайся рассматривать крест как православный символ, на Севере все равно упрешься в его языческое использование. Нечисть, духи, языческие приношения – со всем этим кресты прочно связывались в сознании людей, исповедовавших двоеверие – тесное переплетение язычества и православия. 

В старинных священных рощах, которым поклонялись тысячелетиями, под сенью елей и сосен мог возникнуть крест. Какая могла быть причина появления христианского символа на месте языческого капища? Исследователь А.П. Конкка приводит такую причину: например, люди срубили священную ель на дрова и таким образом просят прощения у этого места, ягодники по пути в лес оставляют здесь горсть ягод, охотники что-то жертвуют для лесовика, выговаривая себе добычу, а рыбаки приносят камень с просьбой о хорошем улове и кладут его в основание креста. 

Со временем над таким крестом появлялась крыша, а потом и стены из досок – возникала часовня. А народ шел и шел к кресту, принося свои дары. Женщины увешивали (и продолжают увешивать, что уж тут) кресты «пеленами» - кусками ткани с нашитыми крестами. Эти «заветы» должны помочь просящему избавиться от болезней. 

Крест на мысу Крестовом на оз. Верхнее Куйто. Беломорская Карелия. Автор К.И. Инха. 1894 г.


Раньше к кресту несли вышитое изображение больной части тела, сейчас в глухих часовенках можно встретить одежду, связанную с болезнью, – это и тапочки, и купленные на местном рынке сорочки, рубашки. Прогибаются под тяжестью заветов веревки внутри часовенок, на оконце лежат 500-рублевые купюры, и местные знают, что никто на них не позарится - себе дороже…

Не получается баланса - двоеверие налицо. Недаром местные священники веками бились с языческими верованиями крестьян, да все бесполезно. Зато православными островами веры высились среди полуязыческого мира старинные монастыри, составившие славу Русскому Северу. А кресты продолжают появляться в Карелии – они посвящены памяти жертв репрессий, военных событий. И свое назначение – напоминать о важном или трагическом событии, заставить задуматься – выполняют до сих пор.