06 сентября 2013, 00:01
28
Автор: Ирина Лободанова

На море с дискомфортом

Для многих жителей Карелии поездка на юг нынешним летом в плацкартных вагонах превратилась в пытку.

Отправиться в отпуск на юг на самолете – удовольствие не из дешевых. Да и билеты в купейном вагоне поезда по карману далеко не каждому. Вот и приходится большинству отдыхающих ехать в плацкарте – с минимумом комфорта и массой неудобств. А уж если на улице стоит жара, то поездка часто и вовсе превращается в пытку. Некоторым после такой дороги требуется лечение, а кто-то прямиком идет в суд. 

В «ТВР-Панораму» нередко обращаются возмущенные жители Карелии, которым «посчастливилось» проехать, например, в поезде «Мурманск – Симферополь».  Так, петрозаводчанин Игорь Макарцов, приехав на юг в плацкартном вагоне этого поезда, потерял два дня отпуска: вместо отдыха он был вынужден восстанавливать свое здоровье, которое ухудшилось после путешествия почти в экстремальных условиях.

– На протяжении всей поездки температура в вагоне держалась на уровне от 32 до 36 градусов, – рассказал Игорь Алексеевич. – Вагон практически не проветривался. Пассажирам приходилось стоять в очереди, ожидая, когда освободится место у открытого окна, чтобы получить глоток свежего воздуха. В вагоне ехало много детей разного возраста, некоторые постоянно плакали от духоты и жары. Было полное ощущение, что везут животных, а не людей. Большую часть времени я простоял в тамбуре. Прибыв в Симферополь, два дня промучился из-за высокого артериального давления, то есть два дня отпуска я потерял.

Возмущенный таким отношениям к пассажирам, Игорь Макарцов обратился с претензией к руководству Вагонного участка Петрозаводска Северо-Западного филиала Федеральной пассажирской компании. Железнодорожники отреагировали довольно странно. С одной стороны, они извинились за доставленные неудобства, с другой – с претензией не согласились, сказав, что услуга была оказана в полном объеме.

– Вагон действительно устаревшей конструкции, как и остальные вагоны в составе данного поезда, – указано  в письме, которое получил в ответ на претензию Игорь Макарцов, за подписью начальника Вагонного участка Константина Пискарева. – Системой кондиционирования воздуха данный вагон не оборудован, но приточная вентиляция находилась в исправном состоянии. Согласно техническим характеристикам она не способна справиться с высокими температурами наружного воздуха. Поэтому температура в вагоне была выше нормы.

При этом железнодорожники ссылаются на Санитарно-Эпидемиологические правила 2003 года, которые устанавливают норму по температуре воздуха внутри только в отношении вагонов с кондиционерами.

– Но это противоречит закону! – не согласен возмущенный пассажир симферопольского поезда. – Ведь в 2010 году постановлением главного государственного санитарного врача РФ в санитарные правила были внесены изменения и дополнения, в которых ничего не говорится о подобном разделении вагонов. Там черным по белому написано, что при температуре наружного воздуха от плюс 20 до 40 градусов температура воздуха в пассажирских купе вагонов всех типов и классов должна быть в пределах 22-26 градусов. 

Добиваться справедливости Игорь Макарцов намерен через суд:

– Считаю, что перевозчик, то есть Вагонный участок Петрозаводск Северо-Западного филиала Федеральной пассажирской компании, мог и обязан был для сохранения здоровья пассажиров выделить вагон с кондиционером и исправными средствами вентиляции, так как владел ситуацией по температурному режиму наружного воздуха в июле. Мне была оказана некачественная услуга. Более того, мне был нанесен физический и моральный вред. Поэтому я подал иск в суд.

«Это перегон скота!»

О том, что поездка летом на юг в наших поездах –  тяжелое испытание, говорят и многие другие жители Карелии.

Петрозаводчанка Анна Игнатьева возвращалась из Анапы в конце июня на поезде «Новороссийск – Мурманск». Причем ехала с двумя детьми не в плацкартном вагоне, а в купейном, да еще в купе с услугами. Но и у нее впечатления от этой поездки остались самые негативные.

- Вагон был очень старый, ни кондиционер, ни вентиляция не работали, было невыносимо жарко, за 30 градусов, дети просто потом обливались, - рассказала Анна.- Окно в нашем купе открывалось, но толку от этого не было никакого. А когда в дороге пошел дождь, нам вообще сказали, что окна надо закрыть. Плюс ко всему грязный туалет, на пакетах с «сухим пайком» (купе-то с услугами!) никакой информации о сроках годности продуктов… Мы высказали свои претензии начальнику поезда, она очень просила нас никуда не жаловаться. Но мы были настроены решительно, тем более что и другие пассажиры вагона были на нашей стороне, говоря: «Хоть вы этого так не оставьте!». Правда, когда поездка осталась позади, все же махнули на все рукой – некогда ходить по судам да добиваться справедливости.

Еще одна похожая история – от жительницы поселка Поросозеро Марины Хайруловой, которая описала свою июльскую поездку на юг кратко и емко: «Это перегон скота!»

- Когда в Петрозаводске мы увидели, какой вагон подали на посадку, то были просто в шоке! – вспоминает Марина. – Старый, окна «запенены», видимо, чтобы уже никто и никогда их не открыл. Верхние полки завалены в одну сторону, хорошо еще, что в сторону стены, а не в обратную. У проводников спросили, что это за ужас такой, они ответили, мол, такие вагоны дает Карелия, сам-то поезд мурманский («Мурманск-Адлер»). Обратно ехали в таком же. Справедливости ради скажу, что кое-где в вагоне окна открывались, но у нас – нет. В конце поездки нам дали анкету, в которой спрашивали, довольны ли мы обслуживанием? Естественно, я указала на все возмутившие меня факты. Вот только очень сомневаюсь, что эта информация дошла до руководства.

Нет жалоб – нет проблемы

В Вагонном участке, куда редакция «ТВР-Панорамы» обратилась за комментариями, считают, что все не так уж плохо, поскольку жалоб от пассажиров практически не поступает, а те, что есть, обусловлены аномальной жарой.

- Прицепные вагоны на Анапу, Симферополь ходят в южном направлении все лето, - пояснил начальник Вагонного участка Константин Пискарев. – И за три месяца никаких других претензий, кроме духоты из-за нехарактерных высоких температур, нет. Вагоны действительно старые, установка кондиционеров в них не предусмотрена. Но все они технически исправны, вентиляция работает. Парк вагонов не новый, и несмотря на то, что мы рассматриваем вопрос его обновления, пока такой возможности нет. Системами кондиционирования оборудованы как правило купейные вагоны и вагоны СВ, естественно, проезд в них стоит дороже.

Одним словом, по мнению перевозчиков, проблема надуманная. Вентиляция, оказывается, работает нормально и пусть люди не придумывают. Да и сами виноваты в своих мучениях: купили бы билеты в купе фирменного поезда или, что еще лучше, на самолет, – и никаких проблем. Но о каких аномальных температурах можно говорить – на юге лето всегда жаркое, а уж июль в особенности! Однако это не мешает нашим монополистам-железнодорожникам отправлять туда, в XXI веке, между прочим, вагоны без кондиционеров. Более того, на юг, в самое пекло идут старые вагоны с вентиляцией, которая априори по своим техническим характеристикам не может справиться с высокой температурой.

Билеты на поезд стоят недешево. Проезд к морю всей семьей выльется в кругленькую сумму. Но на самолете еще дороже! У людей просто нет выбора — они вынуждены рассчитывать на наиболее экономный вариант. И, заплатив, надеются на нормальные условия проезда – без лишних изысков, но хотя бы с минимумом комфорта. А что получают? Сплошное мучение.

Впрочем, в одном можно согласиться с РЖД. Отстаивать свои права в судебном порядке мало кто решается. Подавляющее большинство людей повозмущается, посетует родным и друзьям на «ненавязчивый сервис» да и забудет поскорее дорогу, доставившую столько неприятностей. Писать жалобы, идти в суд, доказывать свою правоту… - ну когда всем этим заниматься? Вот и получаем из года в год одно и то же.

Глас народа:

Марина Дьячкова:

- Поезд "Мурманск - Адлер"? Так там ехать вообще невыносимо, даже в купе!

Наталья Волкова:

- Да сейчас в каком ни поедешь - везде бардак! Мы ехали в фирменном, только чувствуется цена билета, и все. Кондиционеры не работают, в вагонах бардак, только что проводница бегает и спрашивает: "Чай, кофе?" так что в каком бы вы ни ехали - все одно. Если только СВ...

Любовь Семенцова:

- Фирменные поезда "Карелия" - замечательные, есть все, кроме душа. Мурманские в прошлом году были ужасные.

Включать в Яндекс.Новости: 

  • Да
Обсудить
48907