23 июля 2015, 00:02

"Манна" троллейбусная. Власти не знают, что делать с щедрым подарком Москвы

Решение российского премьера Дмитрия Медведева выделить Петрозаводску деньги на приобретение троллейбусов обострило конфликт между мэрией и Петросоветом в битве за муниципальный транспорт.

Радостная весть о том, что Карелия попала в довольно куцый список регионов, которым по решению премьер-министра России Дмитрия Медведева выделяются деньги для обновления троллейбусного парка, очень быстро превратилась в серьезную головную боль для карельского правительства. Как выяснилось, 4 миллиона рублей, выделенные на покупку троллейбусов для Петрозаводска, истратить будет очень непросто. А вернуть деньги обратно – значит продемонстрировать управленческую «импотенцию» и подтвердить, что Карелия не способна переварить даже те крохи, которые ей изредка достаются от федерального пирога.

22 июля на совещании в карельском госкомитете по транспорту пытались найти хоть какой-то выход из щекотливой ситуации, в которую попала Карелия.  

Были, да сплыли

История получения 4 миллионов рублей на приобретение троллейбусов для МУП «Городской транспорт» началась с апрельской сессии Петросовета, когда с подачи петрозаводской администрации Петросовет проголосовал за выделение около 11,4 миллиона рублей на софинансирование госпрограммы по развитию транспорта. Предполагалось, что и правительство Карелии может выделить средства на обновление подвижного состава.

Однако когда все необходимые документы петрозаводская администрация оформила и направила их в госкомитет по транспорту, в правительстве дополнительных средств не нашлось. Тем не менее документы ушли в Москву. 

И случилось чудо. Не исключено, что Дмитрий Медведев, недавно побывавший в Карелии, слетавший на остров Кижи и «пустивший газ», вспомнил о яркой поездке и решил поддержать республику с трудной судьбой. Как нарочно, буквально за неделю до этого депутаты Петросовета проголосовали за предложение мэрии города перераспределить «троллейбусные» миллионы на образовательные учреждения. В итоге, когда благая весть достигла Карелии, денег уже не было. Однако софинансирование из регионального или муниципального бюджетов является обязательным условием выделения субсидий из федеральной казны. Что называется: приплыли.

Заместитель руководителя госкомитета по транспорту Людмила Аксененкова призналась, что информация о перераспределении выделенных на троллейбусы средств была для нее полной неожиданностью.

Не до жиру

Председатель комитета ЖКХ петрозаводской администрации Елена Еремеева не скрывала, что не видит смысла покупать новые троллейбусы для предприятия, которое в любой момент может закрыться. Она напомнила, что в апреле 2015 года Петросовет отказался выделить МУП «Городской транспорт» субсидию, без которой троллейбусное управление вряд ли дотянет до конца года. Уже сегодня часть сотрудников переведены на сокращенную рабочую неделю, а муниципальное предприятие постепенно погружается в пучину долговых обязательств.

Нам нужно выяснить ситуацию с самим предприятием. Что с ним будет, какова его дальнейшая судьба? Если сегодня депутаты решили не выделять эту субсидию, то завтра предприятие встанет. Троллейбусы кому мы будем приобретать – предприятию-банкроту?

– сказала Еремеева.

Она дала понять, что если депутаты Петросовета и дальше будут бойкотировать выделение денег МУП «Городской транспорт», то в администрации считают бессмысленным покупать новые троллейбусы за счет городского бюджета.

- Если предприятию ничего не дадут, то что дальше? Мы купим троллейбусы и к забору поставим? – не выдержала руководитель управления экономики и финансов ЖКХ Ирина Аноскина.   

Одновременно Еремеева заметила, что, заручившись поддержкой Петросовета и правительства, мэрия готова поскрести по сусекам, чтобы найти дополнительные источники финансирования и вынести вопрос на внеочередную сессию в августе.

- Без субсидии троллейбусному предприятию не прожить, - подтвердил худшие опасения председатель республиканской профсоюзной организации работников транспорта Сергей Соловьев.

Заместитель директора муниципального предприятия Андрей Афанасьев рассказал, что так как обещанных денег троллейбусное управление не получило, то сегодня оно держится исключительно за счет средств, которые кондукторы собирают на маршрутах. Правда, их катастрофически не хватает.

Афанасьев отметил и другие проблемы, не позволяющие предприятию встать на ноги. Для «Городского транспорта» установлен тариф на электроэнергию в размере 6,1 рубля за 1 кВт/час, который значительно превышает стоимость электроэнергии в других российских городах, где еще сохранились троллейбусы. Попытки добиться льготного тарифа через карельское правительство и ЗС РК пока успехом не увенчались.  

Другая больная тема – система городских маршрутов, которая составлена крайне невыгодно для троллейбусов. Их маршруты зачастую дублируют частные автоперевозчики. В прошлом году, когда часть водителей маршрутных такси не вышла на работу, троллейбусное управление вместо 420 тысяч рублей в день заработало 680 тысяч рублей, не выпустив на линию ни одной дополнительной машины. Однако изменить существующую систему маршрутов нельзя вплоть до конца 2016 года, когда у частных автотранспортных компаний истечет срок заключенных с городской администрацией договоров.

Сеть – в одни руки

Участники дискуссии то и дело возвращались к главному вопросу: поддержит или нет Петросовет выделение субсидий для МУП «Городской транспорт». Еремеева открыто говорила, что только в этом случае администрация пойдет на поиски средств для софинансирования федеральной программы покупки троллейбусов.

Такая постановка вопроса депутатам явно была не по душе.  По мнению заместителя председателя Петросовета Игоря Шарапова, это напоминает «чистый шантаж». 

Мы не можем в бездонную бочку кидать деньги,

- сказал Шарапов, который тоже успел поруководить троллейбусным управлением.

По мнению депутата, проблему нужно решать кардинально – «отдать в одни руки всю маршрутную сеть».

Игорь Шарапов и его коллега Алексей Белянинов всячески воздерживались от конкретных обещаний поддержки, которые буквально вытягивала из них Еремеева. Дескать, представьте сначала конкретную программу развития предприятия, убедите нас, поработайте с нами, а мы подумаем, давать деньги или нет.  

Никаких гарантий того, что найденные для поддержания троллейбусного управления средства депутаты не перераспределят на другие цели, Еремеева от депутатов так и не получила.

- Мы уже боимся выходить с инициативой, - призналась руководитель комитета ЖКХ.

В этой ситуации она тоже воздержалась от каких-либо обещаний оперативно подготовить внеочередную сессию с конкретными финансовыми предложениями. А именно этого ждали от нее в госкомитете по транспорту.  

Серпом по льготникам

Не добавило оптимизма и намерение карельского правительства существенно сократить категории льготников, имеющих право на приобретение социального проездного билета. В списке тех, кто с 1 августа имеет право на приобретение социальных проездных, остались только участники и инвалиды Великой Отечественной войны, блокадники, труженики тыла и несовершеннолетние узники концлагерей. Подавляющее большинство граждан, которые приобретали социальные проездные, остается «за бортом». Это прежде всего ветераны труда Карелии и России, а также инвалиды.

- В течение первого полугодия мы удерживали всеми возможностями перевозку традиционных категорий льготников, - объяснила заместитель министра здравоохранения и соцразвития РК Ольга Соколова.

Она отметила, что возможности бюджета ограничены и на всех денег не хватает. Поэтому в правительстве решили исключить самых многочисленных льготных пассажиров из списка тех, кто имеет право на льготный проезд.      

Всего на компенсацию социальных проездных в 2015 году было заложено 7 миллионов рублей. В связи с тем что люди активно их приобретали, большая часть денег уже истрачена. На 5 месяцев 2015 года (с августа по декабрь) осталось всего 900 тысяч рублей.

В зависимости от сезона МУП «Городской транспорт» продает от 1 до 2 тысяч именных социальных проездных в месяц. По информации Андрея Афанасьева, ветераны войны приобретают не более 30 проездных в месяц. Как только у ветеранов труда и инвалидов отберут право на приобретение льготного проездного, петрозаводские троллейбусы потеряют часть постоянных пассажиров, для которых проездной за 460 рублей в месяц позволял серьезно экономить на общественном транспорте.

Андрей Афанасьев не скрывал, что для предприятия – это удар, и финансовый, и психологический. Ведь успокаивать возмущенных инвалидов и ветеранов труда придется сотрудникам троллейбусного управления.

Нагрузка эмоциональная скатится на нас,

- сказал Афанасьев и попросил Соколову заранее проинформировать граждан о решении карельского правительства по сокращению мер социальной поддержки.

 Трудный выбор

- Говорить о конструктиве я не могу сегодня по результатам этого совещания, - откровенно заметила Елена Еремеева.

Сергей Соколов, напротив, был склонен увидеть позитивные перемены в отношениях между мэрией и Петросоветом.

Если придерживаться версии, что в карельском правительстве и лояльном ему Петросовете не видят особого смысла в поддержке муниципального предприятия и не прочь заменить троллейбусы на автобусы, то неожиданно «прилетевшие» 4 миллиона рублей, можно сказать, для мэрии Петрозаводска «подарок судьбы».

Скорее всего, администрация города постарается выжать из этой ситуации максимум и пойдет на выделение денег на троллейбусы только при условии субсидирования муниципального предприятия. Как ни цинично это звучит, но, видимо, придется выбирать, что важнее: сохранить достойное лицо перед федеральным центром или все же махнуть рукой на 4 миллиона рублей и перевести Петрозаводск исключительно на автобусное сообщение. 

 Антонина Кябелева