03 декабря 2013, 17:31

«Ладушки, ладушки, где были? У бабушки!»

<p>Как помочь малышу заговорить с помощью простейших пальчиковых игр: краткий курс для мам и пап от петрозаводского воспитатель высшей квалификационной категории Маргариты Гришиной.</p>

«Моему сыну уже почти три года. Мы до сих пор говорим вместо «идем кушать» «поси ням-ням», не «машина», а «биби». Показывая на «кису», можем сказать только «мяу». А собачка у нас называется «гав- гав». В общем, изъясняемся мы на каком-то «иностранном» языке. Как мне научить сыночка говорить, ведь многие его сверстники уже без труда произносят все эти слова?» — такое письмо написала в редакцию молодая петрозаводчанка Елизавета КАРВОНЕН.  

Статистика тоже свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17 процентов детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX — начале XXI века их стало почти 56 процентов. Между тем время диктует свои условия. Сегодня к шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, но и уметь четко выражать свои мысли. Мало того, малыш должен уметь читать, писать печатными буквами. Поэтому чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться. Однако далеко не все мамы и папы знают, насколько важно для речи ребенка сделать его пальчики умными. 

Сорока-белобока 

Кто из нас не помнит детские стихи про «сороку-белобоку» или про «ладушки»? Их читали нам мамы и бабушки в далеком детстве, приводя в движение наши пальчики. И они у нас работали. Под эти потешки мы разгибали и сгибали пальчики, прятали их в кулачок. При этом указательным пальчиком правой руки выполнялись круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибали мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. 

Любопытно, но народная мудрость совсем не перечит выводам ученых. И сегодня эти стишки не стоит забывать. Оказывается, в головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. И расположены они очень близко. Вот почему уровень развития речи, доказали ученые, тесно связан со степенью развития пальцев рук. Не зря же медсестра, которая приходит в дом, где родился малыш, обязательно советует маме массажировать его пальчики. Чтобы помочь родителям справиться с проблемой в речи ребенка, мы обратились за консультацией в один из детских садов Петрозаводска. 

— Чтобы ваш малыш вовремя и правильно научился говорить, развивайте его пальчики, — советует воспитатель высшей квалификационной категории Маргарита ГРИШИНА. — Начинать это надо уже в самом раннем возрасте — от 1 до 3 лет. Дело в том, что, стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. Сегодня на при- лавках магазинов можно увидеть много игр и игрушек, стимулирующих моторное развитие детей раннего возраста. Но мало кто задумывается, что огромный потенциал для развития «ручной умелости» и пальцевой моторики дает малышам сама жизнь. 

Полезные игры 

Дети проявляют активный интерес к необычным игрушкам. Это кнопки, защелки, замочки, выключатели. С любопытством открывают баночки, коробочки, шкатулки. Любят проталкивать мелкие предметы в отверстия. Эти интересы маме и папе надо поддерживать. Для этого можно сделать игрушки из обычных предметов домашнего обихода. Вот некоторые игры из арсенала воспитателя Маргариты Гришиной. 

1. «Чудесный кошелечек». Его можно сшить вашему малышу из плотной ткани с застежкой на пуговицах. Можно на кнопках или молнии. В него положите предметы и игрушки, например крупную пуговицу, небольшие фигурки животных, машинку, лоскуток ткани или меха, ключ и так далее. Пусть ваш малыш достает предметы по одному, исследует их, называет, рассказывает и показывает, как можно поиграть с этой игрушкой, затем убирает их обратно и застегивает кошелечек. Эти действия развивают движения и силу кистей рук, пальчиков. При этом активизируют речь ребенка. 

2. «Баночка-копилка». Возьмите металлическую баночку из-под кофе и обклейте ее яркой бумагой. В крышке сделайте отверстие для вкладывания крупных пуговиц, как у копилки. Хорошо, если пуговицы подберете 4 основных цветов: красного, синего, желтого и зеленого, ведь эти цвета ребенок должен усвоить до трех лет. Пусть малыш опускает пуговки и называет их цвет. И научите его самостоятельно открывать и закрывать крышку банки — это действие хорошо укрепляет силу ладоней и пальцев. 

3. «Переложи шарики ложкой». В мисочку положите пластиковые шарики. Можно от погремушек или теннисные шарики. Дайте малышу деревянную ложку и свободную мисочку. Предложите ему переложить шарики по одному в другую мисочку, используя ложку. Пусть еще и называет цвет шариков. Такая игра развивает координацию рук, умение пользоваться предметом. 

4. Игры с прищепками. Положите в коробочку цветные прищепки. Из плотного картона вырежь- те силуэт ежика, елочки, солнышка. Предложите ребенку сделать из прищепок ежику — иголки, солнышку — лучики. Дайте малышу длинный шнурок. Покажите, как можно прикреплять к нему прищепки. Усложните задание: пусть прикрепит прищепки, чередуя их по цвету. Со шнурком можно поиграть еще и так: пусть ребенок нанизывает на него колечки от пирамидок или бигуди. Полезно также играть с липкой лентой. Она прекрасно массажирует пальчики малыша, развивает их тактильную чувствительность. 

5. Игры с крупой. На большой поднос равномерно насыпаем слой манной крупы. Покажите ребенку, как можно пальчиком нарисовать солнышко, дождик, домик и так далее. 

6. «Разложи по коробочкам». Дайте малышу мисочку с фасолью и горохом. Предложите рассортировать предметы по отдельным коробочкам. Покажите, как это делать. Главное, чтобы ребенок брал предметы по одному, захватывая кончиками большого и указательного пальцев. Игра активизирует движения пальцев, формирует пальцевой захват предмета. 

7. Игры с водой. Это самые любимые игры малышей. Налейте в таз воды и предложите ребенку вылавливать предметы по одному ситечком и складывать в ведерко. Можно вылавливать пластиковые колечки палочкой. Во время игры задавайте ему вопросы: «Какого цвета шарик ты поймал?», «Чем достаешь шарик?», «Куда кладешь шарик?» Не меньшее удовольствие доставляет малышу переливание воды. Для этой игры положите на стол поднос. Можно переливать воду из одного стаканчика в другой, из одной бутылочки в другую — с помощью воронки, а из одного ведерка в другое — с помощью большого шприца. После игры предложите убрать воду с подноса с помощью губки. 

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», — так говорил известный педагог Василий Сухомлинский. Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка, и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование детской речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. И если родителям проявить фантазию, то можно увлечь малыша полезной игрой, что обязательно даст плоды. Словарный запас вашего чада станет больше. Ваш малыш научится общаться, отвечать на вопросы и даже говорить сложными предложениями. Попробуйте сегодня же!  

Игра перед сном

Возьмите в свои руки ладошку малыша и начинайте постепенно загибать пальчики: 

- этот пальчик хочет спать (загните мизинец), 

- этот пальчик лег в кровать (загните безымянный пальчик), 

- этот пальчик уж вздремнул (загните средний пальчик), 

- этот пальчик уж уснул (загните указательный пальчик), 

- этот крепко, крепко спит. И тебе он спать велит (держите за большой пальчик).