18 марта 2015, 01:38

Как теперь правильно платить за горячую воду

<p>Владельцы индивидуальных приборов учета в растерянности. Пробуем разобраться.</p>

Мы уже писали, что в феврале право собирать платежи за тепло и горячую воду перешло от ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» (и его агента — Комплексного расчетного центра Петрозаводска) компании ТГК-1. Предполагалось, что при передаче этого права возникнут некоторые сложности. Сложности возникли не просто некоторые, а очень серьезные. И не только в очередях в КРЦ тут дело.

Итак, со вчерашнего дня, 17 марта, петрозаводчане должны начать получать новые квитанции.

Сразу заметим что для потребителей, у кого нет индивидуальных приборов учета, переход произошел безболезненно. А вот владельцы счетчиков на воду попали, как говориться, «по полной программе». Проблема возникла из-за того, что ОАО «ПКС» до сих пор не передало данные ТГК-1 о том, какие потребители располагают счетчиками и каковы последние, оплаченные показания их приборов учета.

Без таких данных ТГК-1 вынуждена была искать способы, с помощью которых можно было собрать плату с владельцев счетчиков за февраль. В течение нескольких недель потребителям были предложены три варианта. И лишь последний выглядит более менее приемлемым.

Первый способ
В самом начале компания ТГК-1 предложила владельцам счетчиков прийти в недавно созданный офис на улице Красной, 10. Во-первых, они должны были сообщить, что являются счастливыми обладателями приборов учета, показать документы на них, и сообщить последние показания счетчиков. Тем, кто этого не сделает, ТГК-1 пообещала за февраль выставить плату по нормативу потребления (которая, зачастую выше, чем оплата по факту).

О том, что такой способ никуда не годится, стало ясно уже очень быстро. Далеко не все имеют возможность прийти в офис на улице Красной в течение рабочего дня, выстоять огромные очереди и передать свои данные. Кроме того, если с таких людей плату возьмут по нормативу потребления, это будет прямым нарушением Жилищного кодекса РФ.

Второй способ
Представители ТГК-1 заявили, что люди могут платить по показаниям счетчиков и не важно, что в квитанциях будет указана сумма, рассчитанная исходя из норматива потребления. Конечно, такой способ оплаты не мог никого устроить, и прежде всего саму ТГК-1. Компания так и осталась бы в неведении, у кого установлены счетчики, а у кого — нет. По каким показаниям платили люди, были ли они честны в своих расчетах и так далее. Этот способ оплаты и самих владельцев счетчиков не избавлял от проблем, так как им все равно — не в этом месяце, так в следующем — пришлось бы идти в офис на улицу Красную и сообщать свои данные.

Третий способ
Наконец, в начале этой недели ТГК-1 сообщила о третьем варианте оплаты. Кажется, на этот раз она нашла «соломоново» решение. Благодаря последнему способу компания получит все данные о владельцах счетчиков, но самим владельцам при этом необязательно будет ходить на улицу Красную.

— Платить в марте за горячую воду вообще не нужно. Самое главное, что следует будет сделать, — это указать в квитанции данные счетчиков, — сказал на городской планерке в понедельник 16 марта директор по экономике и финансам ТГК-1 Алексей Ермаков. — Получив эти данные, компания рассчитает плату за воду за февраль в апреле.

Для того чтобы люди могли указать данные своих счетчиков, в квитанциях от ТГК-1 будут созданы специальные графы. Там же, в квитанции, будет расписан подробный алгоритм ее заполнения. По существу, в платежке нужно указать две цифры: показания счетчика на начало февраля (те, что предположительно уже оплачены прежнему собирателю платежей — КРЦ) и показания счетчика на конец февраля.

Таким образом, плата за горячую воду окажется сдвинутой на месяц. В апреле мы получим расчет и заплатим за февраль, в мае — за март, в июне — за апрель и так далее, вплоть до конца года. Алексей Ермаков пообещал, что за такой «разрыв» в сроках платежей пени взиматься не будут. Что касается тех потребителей, которые не укажут в квитанциях данные счетчиков, то ТГК-1 будет считать, что приборов учета у них нет, и плата им будет выставляться по нормативу...

— Здесь есть только один нюанс — лучше оплачивать квитанции в Сбербанке или Почте России, поскольку через платежные терминалы цифровые данные плохо проходят, — сказала нам пресс-секретарь филиала «Карельский» ТГК-1 Арина Степенная.

Что же касается тех потребителей, которые уже успели сходить в офис на улице Красной и сообщить данные своих счетчиков (таких меньшинство), то плата им, как пояснил тот же Алексей Ермаков, будет выставлена уже в этом месяце, исходя из представленных показаний.

А как же квитанции от КРЦ?
Путаницу в оплате горячей воды усугубил тот факт, что в этом месяце некоторые владельцы счетчиков получили счета и от КРЦ. Мы об этом писали в пятницу. Напомним, что в графе «горячая вода» у граждан стоял 0, а в графе «перерасчет» была указана некая сумма, обязательная к оплате.

На городской планерке директор Комплексного расчетного центра Петрозаводска Глеб Суржко еще раз пояснил, что речь идет об оплате горячей воды за январь (когда его организация еще имела право собирать такую плату). Это коснулось тех потребителей, которые вовремя не успели передать показания своих счетчиков, и поэтому плата им была начислена с запозданием. Но поскольку в марте КРЦ формально утратил право собирать плату, пришлось сумму задолженности включить в графу «перерасчет».

Конечно, в апреле подобная квитанция от КРЦ потребителям горячей воды уже не придет. Останутся только квитанции от ТГК-1. Если, конечно, люди честно расплатятся за январскую воду. К должникам счета от КРЦ по-прежнему будут приходить, вплоть до полного погашения задолженности.

Кстати, о передаче права собирать платежи от одной компании другой стало известно еще в в декабре 2014 года. Городские власти обязаны были проследить за тем, чтобы переходный период прошел для потребителей безболезненно. Однако проблема передачи данных была отдана на откуп самим компаниям, которые до сих пор в ней не разобрались. И еще неизвестно, как сработает третий предложенный ТГК-1 способ оплаты. С виду он вроде бы представляется самым разумным. Но поможет ли он в реальности собирателю платежей сформировать безошибочную базу данных о владельцах счетчиков или же путаница продлится и в последующие месяцы?