13 июля 2015, 08:30

Где твои крылья, которые нравились мне? Почему ломаются суда на подводных крыльях

<p>Мы попытались выяснить, что происходит с кораблями, еще недавно считавшимися гордостью нашего речного флота.</p>

В начале месяца сразу два судна на подводных крыльях потерпели аварию в акватории Онежского озера. Оба так и не смогли встать на крылья и начать движение в нормальном режиме. 

Поездка с пересадкой
Наиболее драматичной, по крайней мере, с виду, была авария «Кометы», которая произошла 1 июля. Едва судно успело отойти от берега, как заглох двигатель и начало разливаться горючее. На борту находилось более сотни детей из лагеря «Юный спасатель». В спешном порядке их пришлось эвакуировать на другой корабль.

Второй случай произошел 5 июля с «Метеором», следовавшим рейсом Петрозаводск-Великая Губа. Из-за остановки двигателя судно было вынуждено зайти в ближайший порт — в Сенную Губу. Пассажиров, которых было несколько десятков человек, тоже пришлось пересаживать на другие суда...

Любопытно, что когда в сети появились сообщения об этих случаях, люди припомнили еще одну недавнюю аварию, произошедшую с судном на подводных крыльях. 24 мая для устранения поломки двигателя более чем на час в Шале задержалась «Комета». Причем люди заметили, что члены экипажа вели себя так, как будто находились в нетрезвом состоянии. Петрозаводчане даже выложили в сети видео об этом случае...

Казалось бы, вывод напрашивается сам собой: суда терпят аварии из-за плохого обслуживания. Действительно, после развала Беломоро-Онежского пароходства приходится все чаще наблюдать, как размываются некогда крепкие традиции судовождения, перевозчикам все труднее найти квалифицированных и ответственных людей, которым можно было бы без опасений доверить суда...

Однако не будем спешить с выводами. Оценим результаты проверки транспортной прокуратуры, которая подвергла аварии 1 и 5 июля тщательной проверке. К слову, случай 24 мая надзорным органом не рассматривался — его сотрудникам не поступил «сигнал» о нем по горячим следам и время было упущено...

Случай случаю — рознь...
Как сообщили нам в прокуратуре, аварии 1 и 5 июля сильно отличаются друг от друга. Первая, хотя и выглядела более драматично, при ближайшем рассмотрении оказалась куда менее серьезной. В самом начале поездки по какой-то причине отошла топливная трубка, снабжавшая двигатель горючим. В принципе, такую поломку можно было устранить в течение небольшого времени и по ходу судна.

Просто опытный капитан решил перестраховаться, избавить юных пассажиров от бесцельного «болтания» на волнах и возможного риска отравления парами вытекшего топлива. Впрочем, прокуратура все еще ждет окончательного вывода экспертов по этому случаю. Но уже сейчас все выглядит так, что серьезных претензий к арендаторам судна и экипажу предъявлено не будет...

А вот с «Метеором» 5 июля все было куда серьезнее. У него вышел из строя правый главный двигатель. Только после тщательного освидетельствования всех механизмов корабля может быть дан ответ на вопрос, сможет ли он продолжать работу или его нужно отправить на капитальный ремонт. Прокуратура направит фирме-арендатору представление с требованием привлечь виновных к дисциплинарной ответственности.

Впрочем, не дожидаясь применения мер прокурорского реагирования, транспортная компания приняла решение приостановить эксплуатацию судна и отвела его в ремонтный док. Но такое серьезное отношение к работоспособности и безопасности судна, к сожалению, проявилось уже после происшествия, а не до...

40 лет в обед
Интересный факт: пассажирские суда ломаются не только в Карелии. Так, в мае заглохли двигатели сразу у двух судов на подводных крыльях, катавших людей по Неве. Там все было еще хуже: пассажирам пришлось четыре часа сидеть на отмели в районе Кронштадта и ждать судов-спасателей. Стоит отметить — в этих случаях тоже фигурировали «Метеоры». Возможно, с самой конструкцией этого судна что-то не так?

Работники прокуратуры, разбирая карельские случаи, выяснили любопытную подробность: «Комета», у которой случилась менее серьезная поломка, была построена в 1976 году. А «Метеор-244», проштрафившийся более капитально, датируется 1990 годом постройки. «Метеоры», потерпевшие аварии на Неве, строились примерно в те же годы.

Значит, проблема иногда заключается даже не в сроке эксплуатации корабля, хотя и он важен, а в эпохе, в которую оно было построено. Конец 80-х — начало 90-х. Для страны это было тяжелое время. Многое в те годы строили, как бог на душу положит. Вероятно, суда на подводных крыльях не исключение. Впрочем, и ссылку на возраст никто не отменял, ведь в новой России такие корабли и вовсе не строили, продолжая эксплуатировать советские суда. Какое-то время запас прочности старых кораблей еще существовал, но сейчас все их недостатки стали активно «вылезать» на поверхность.

Безусловно, нынешние «Кометы» и «Метеоры» давно устарели не только физически, но и морально. Чтобы это понять, достаточно посмотреть снимки новейшей разработки судна на воздушной подушке - «Кометы 120М». Но эта модель строится уже несколько лет, должна была быть спущена на воду в июне 2015 года. Но что-то о ней пока ничего не слышно. Про появление ее в Карелии и вовсе говорить не приходится.

Кстати, в аннотации к этой модели сказано, что срок эксплуатации такого типа судов (даже суперсовременных) — 25 лет. Вряд ли наш злополучный «Метеор», построенный, напомним, в 1990 году, по своим изначальным характеристикам может служить дольше. Так что по всему выходит, что для него наступает «край»...

Контроль вроде есть, и его сразу нет
Перевозчики не склонны видеть в этом проблему. Представитель компании, которая занималась эксплуатацией «Метеора», сказала нам:

Наш директор любит говорить, что «Один самолет — это не авиакомпания, одно судно — еще не флот»...

Иными словами, нельзя брать отдельный случай и видеть в нем тенденцию. Однако неприятных случаев с судами на подводных крыльях уже несколько, причем не только у нас в республике.

Страховкой от этого могло бы служить усиление контроля над тем, как эксплуатируются суда. Причем для того, чтобы быть эффективным, техническое обследование ставшими вдруг ненадежными кораблей должно быть ежедневным, перед каждым выходом в рейс. Подобно тому, как обследуются другие виды транспорта: автомобильного, железнодорожного, воздушного.

Но, как выясняется, ежедневного обследования судов на подводных крыльях нет и в помине. Они проходят техосмотр только в начале сезона — и на этом контроль заканчивается. Правда, предполагается, что предсезонное обследование — штука серьезная. Транспортная компания должна получить порядка 15 сертификатов, прежде чем судно допустят на линию. Однако это ни от чего не страхует. У всех проверяемых сейчас прокуратурой судов такие документы в наличии имелись.

Настораживает и другой момент. Оказывается, инспекция государственного портового контроля не вправе проводить ежедневное обследование судов.

Права контролирующих органов сильно ограничивает федеральный закон № 224, тот самый, который запрещает «кошмарить» бизнес бесконечными проверками, - сказала нам старший помощник транспортного прокурора Карелии Анна Гусакова. - Без обращений граждан, без сообщений о фактах угрозы жизни и здоровью людей, портовый контроль не может выйти с внеплановой проверкой...

Сама же прокуратура и полиция могут устроить только внеплановую проверку, однако организовать ежедневный технический осмотр судов их работники тоже не в силах. Практически получается, что эти службы тоже работают по сигналу, полученному от граждан. В частности, заняться проверкой случаев 1 и 5 июля транспортную прокуратуру побудили сообщения в СМИ...

Поэтому мы просим людей почаще обращаться к нам и в полицию. Причем сразу, как только заметили, что перевозчики допускают какие-либо нарушения требований безопасности пассажирских перевозок, а не так, как лишь на днях вспомнили о случае 24 мая, - замечает Анна Гусакова.

По данным государственного комитета РК по туризму, всего в акватории Онежского озера в этом сезоне задействованы 7 судов на подводных крыльях: 6 из них находятся в распоряжении компании «Кижское ожерелье» (три «Кометы», два «Метеора» и один «Восход»), они выполняют туристические рейсы на остров Кижи, а также социальные рейсы в поселки на берегах озера. Одна «Комета» эксплуатируется компанией «Русский Север» (в данный момент находится в ремонте, будет запущена с 15 июля).