Мой опыт катания на финских санках был небогат, но живописен: весенняя оттепель, сестра сидит на сиденье, я стою сзади на полозьях. Нам 11-12 лет, и мы ставим эксперимент – спуск с горки. Дорога лежит по узкой ледяной тропинке, рассекающей надвое большущую лужу талой воды… Эксперимент был произведен единожды, и закончился в считанные секунды купанием.
Составляя список гонок на Зимней Олимпиаде, учредители совершили досадное упущение – проигнорировали вид спорта, пользующийся большим уважением в странах Северной Европы: гонки на финских санях. Странно подумать, но многие городские дети в глаза не видели обычных финских санок.
А еще не так давно, хотя бы в 1970-е годы, финские санки были заурядным явлением на улицах карельских городов. Они исчезли, оставшись на старых фотографиях. Вот, например, сани активно принимают участие в оживленном движении на проспекте Ленина в Петрозаводске.
Родиной финских санок была, тем не менее, Швеция. Кто догадался поставить обычный стул на длинные деревянные полозья, неизвестно. Вообще, стул как предмет мебели, довольно поздно вошел в крестьянский обиход Европы (веками предпочтение отдавалось лавкам, скамьям), но комфорт сидения на нем вдохновил того, кто решил усовершенствовать обычные санки. Они полюбились северянам настолько, что к 1880-м годам в Швеции даже зародился и активно развивался новый вид спорта: был создан первый в мире клуб финских саней.
Чуть позже, в 1891 году, подобный клуб был основан в Финляндии, в городе Оулу. Основал его финский полковник Эдвард Фюруйельм – этот деятельный энтузиаст начал устраивать гонки среди солдат. Более того, ратуя за распространение санок на длинных полозьях, полковник отправлял своих подчиненных в увольнительные с условием – добираться домой только на таком транспорте. Живая реклама имела успех – финны полюбили эти сани и используют их до сих пор. Перед вами чертеж санок работы Э. Фюруйельма – предусмотрено даже описание шипов, которые одевались на ботинки и способствовали лучшему сцеплению толкающей ноги с поверхностью, зачастую ледяной. О шипах мы уже писали – и вот они снова заявили о себе.
В результате деятельности клуба, уже в первые годы 20 века, санки с длинными полозьями заняли в Финляндии такое же важное место среди зимних видов спорта, как катание на лыжах и коньках. Тяжелые деревянные полозья усовершенствовали, сменив на более легкие железные – история сохранила имя финского механика Оскари Терхи из города Сало, додумавшегося до этого новшества. Так началось победное шествие санок по Северу. В Россию они проникли через Княжество Финляндское, по пути получив название «финских».
И сейчас финские санки производятся на заводах в Швеции и Норвегии. В Финляндии самой известной является торговая марка ESLA. Конструкция санок не менялась почти сто лет, и лишь к концу 20 века сани подверглись изменениям — на благо спорта.
Предлагаю вернуться к Олимпиаде — зря, зря не развивают у нас этот спорт. На международных Нордических Играх, которые проводились в первой четверти 20 века в Швеции и предшествовали Зимним Олимпийским играм, спортсмены соревновались на финских санках. И традиция эта в Норвегии и Финляндии жива до сих пор. С 1990-х годов гонки на финских санках очень популярны — проводятся марафоны, дистанция которых составляет 100 км, и скорость спортсмены развивают приличную – 30 км/ч. Только выглядят сани уже иначе.
Для езды на финских санках хороша весенняя погода, укатанная дорога (по рыхлому снегу кататься бесполезно), а еще лучше лед для большей скорости хода. В наше время купить санки может кто угодно – достаточно заказать по Интернету. Тем не менее, в городе не у всех есть возможность их хранить, да и для катания условия не самые подходящие – дороги посыпаются песком и солью. Но на них до сих пор катаются в карельских деревнях. Например, в Шелтозерском музее зимой гостям предлагают покататься на финских санках.
У финских санок много «родственников», которыми пользуются самые разные люди. Не так давно в Петрозаводске прошли гонки на собаках. Многие зрители могли рассмотреть конструкции, на которых ездят спортсмены – это нарты, представляющие собой нечто среднее между финскими санками и нартами северных оленеводов.
Другой пример — сейчас многие малыши раскатывают на санках, к которым приделаны ручки. В отличие от финских, у них короткие полозья.
Подобные санки для детей придуманы уже давно – хорошим примером служат санки-коляска, которые хранятся в Национальном музее Республики Карелия. Сделаны они заонежским мастером Иваном Васильевичем Филиным — мы уже знакомились с деревянным конем его работы. Почти сто лет назад мастер Филин создал настоящий трансформер – присмотритесь к его творению: если снять колеса, коляска оказывается стоящей на полозьях и превращается в санки.
Санки для детей всегда будут востребованы, деревянные или металлические, сделанные заботливыми дедушкиным руками или выпущенные массовым тиражом на промышленном предприятии. Инженерная мысль Финляндии в считанные десятилетия превратила классическую модель финских санок в широкий ассортимент товара для самой разной публики – продаются санки для детей, подростков, взрослых, рыболовов, с подлокотниками и даже с роликами. Парки Петербурга предлагают финские санки для прогулок на прокат – может, и в парках Петрозаводска мы когда-нибудь увидим такую услугу. Господа предприниматели, намек понятен?