Все к экрану! Мультики из Петрозаводска!
Сегодня, 28 октября, отмечается Международный день анимации. А кто из нас не любит мультики? Мультики любят все. Спасибо "Союзмультфильму": не одно поколение детей выросло на добрых анимированных историях Винни Пуха, Волка и семерых козлят, Котенка по имени Гав и многих других.
Может быть, однажды в число всеми любимых мультфильмов попадут и работы петрозаводчан. Да-да! У нас есть очень талантливые ребята-мультипликаторы, о которых мы сегодня расскажем и чьи работы покажем.
Но сначала пару слов скажет тренер!
Сергей Максимов, куратор курсов 2D анимации в Петрозаводске
Мы рисуем в 2D для освоения азов анимации, ведь правила-то одинаковые, и у нас нет времени останавливаться на сугубо технических вещах, нам бы понять, как живет мультик. В отличие от других экранных искусств, мультипликация не претендует выглядеть правдой, почти всегда мы понимаем, что перед нами условный мир, и значит, в нем мы вольны делать все что угодно, это как полеты во сне, мы знаем, что летать, взмахивая руками, невозможно, но во сне нас это не смущает.
Научиться делать мультфильм, по словам Сергея, не сложно — сложно сесть и заставить себя довести работу до конца, потому что создание мультфильма — это кропотливый и тяжелый труд. Заниматься анимацией в России тяжело и потому, что грантов мало.
А вот и наши таланты:
Ольга Кулдавлетова
Любимый анимационный фильм Ольги — "Вор и сапожник" британского аниматора Ричарда Уильямса. В списке авторов-фаворитов японский мультипликатор Хаяо Миядзаки и шотландский аниматор Норман МакЛарен.
Также невозможно не сказать про Юрия Норштейна — это настоящее явление в мировой анимации, такого больше не было и не будет, это Рембрандт в анимации. То, что он делает — это подлинное искусство.
Девушка долгое время интересовалась традиционными культурами и этносами, смотрела множество мультфильмов, созданных на основе народных сказок (русских, африканских, индейских, монгольских). Чем больше их смотрела, тем сильнее был восторг от хорошо сделанного мультфильма. Постепенно это переросло в любовь к мультипликации вообще.
Начальный опыт Ольги в анимации — спонтанные анимационные зарисовки. Первый мультфильм называется «Быть бы», он основан на малой прозе Кафки — "Быть бы индейцем". Этот мультфильм Ольга планирует продвигать через фестивали анимации и уже думает над новым роликом.
Второй мультфильм — ролик для популярного петербургского книжного магазина "Порядок слов" (сделан в соавторстве со Светланой Томберг), его крутили перед показами фестиваля "Послание к человеку", но вне конкурсной программы. Теперь он живет своей жизнью в качестве рекламы этого магазина.
Мультфильмы Ольги — пока для взрослой аудитории.
Мне кажется, что делать хорошие детские мультфильмы, не держа детей за идиотов — это вершина мастерства. Сейчас такие почти не делают, разве что Миядзаки и, может, пара не очень крупных студий. В Советском союзе, кстати, умели делать прекрасные, тонкие, умные и веселые детские мультфильмы, которые хочется пересматривать, которые сами расходятся на цитаты и запоминаются.
Автор "Ежика в тумане" мультипликатор Юрий Норштейн
Если говорить о современных русских мультфильмах для детей, то, к счастью, "Союзмультфильм" возобновляет свою работу. У студии "Пилот" есть большая прекрасная серия мультфильмов "Гора самоцветов". По словам Ольги, это лучшее, что произошло с российской анимацией за последние много-много лет. Во влиянии Запада Ольга ничего дурного не видит.
Вообще, влияние Запада само по себе не так уж плохо. То, что действительно не позволяет появиться на свет произведениям и шедеврам — это коммерческий подход. Все нацелены сделать продукт, а не произведение.
Светлана Томберг
Любимый мультфильм Светланы — "Тарзан" Диснея.
Я преклоняюсь перед творчеством всех аниматоров Диснея, особенно теми, кто первые, не имея никаких навыков, приходили на студию и сами открывали, создавали то, что есть сейчас.
Желание создавать собственные мультфильмы у Светланы появилось в 13 лет. Тогда она увлекалась "Сейлор Мун", рисовала короткие, бессюжетные мультфильмы.
Мультики любила всегда и все: завораживало движение. Мне нравится рисовать короткие, веселые мультики с неожиданным концом. Они для всех возрастов.
Создание мультфильма — это долгая и кропотливая работа: нужно не сколько умение рисовать, сколько умение передать живое движение. Сначала создаются ключевые фазы движения, затем между ними рисуются промежуточные фазы для передачи плавности, скорости. Каждый раз, нарисовав какой-то момент, приходится возвращаться к началу и доделывать, дорисовывать, улучшать то, что уже есть. Это тысячи рисунков.
"Тарзан", 1999
На свой минутный мультик я потратила три месяца. Все свободное время после работы и учебы отдавала мультфильму, а он длится всего 1 минуту 27 секунд.
"Дождливо сегодня" — пока единственный мультфильм Светланы, не считая мини-зарисовки "Мир, дружба...конфетки!". Этот мультфильм был сделан в 2014 году для защиты диплома. Идея мультика пришла случайно: надо было срочно придумать тему, Светлана увидела у себя в блокноте старую зарисовку с глазастыми кактусами, сделала сценарий. На занятии преподавателю понравилась идея глазастых кактусов, но он в пух и прах разнес сценарий, тогда всем курсом придумали обрывки конечной идеи — «Мы сами творим свое настроение».
По словам Светланы, русская мультипликация пытается возродиться после обвала. Долгое время не создавалось ничего стоящего, "Союзмультфильм" был в упадке. Открылись новые студии: "Смешарики" и "Мельница". Последняя пытается дотянуться до качества зарубежной анимации, и довольно успешно.
В плане качества анимации и глубины сюжетов запад положительно влияет на нашу продукцию, так как если наши ребята будут рисовать мультики хуже, то их смотреть никто не будет — Америка, Япония и Франция крепко держат позиции. Нам нужно больше специалистов в области анимации и условия, чтобы ее создавать.
В будущем было бы интересно создать свою петрозаводскую студию по созданию мультипликации, тем более, что союзники у меня есть, может быть, взялась бы за обучение молодых аниматоров.
Сейчас "Дождливо сегодня" показывают на выставке молодых художников Карелии "МЫ".
Александр Волков
Любимые мультфильмы Александра — "Бременские музыканты" Инессы Ковалевской и "По следам бременских музыкантов" Василия Ливанова, "Бесподобный мистер Фокс" Уэса Андерсона, "Футурама", "По ту сторону изгороди", "Рик и Морти".
Я не смогу назвать любимого мультипликатора, скорее меня больше цепляют конкретные работы различных режиссеров, и к их авторам я испытываю огромное уважение и благодарность. Единственное, по-моему мнению, что можно сказать точно — любой хороший мультфильм начинается с идеи, истории.
"По следам Бременских музыкантов", 1973
Иногда может случиться так, что во время работы от изначальной идеи не остается и следа. Например, делая свой первый мультфильм, Александр откладывал его на продолжительное время, а потом снова работал и работал не отрываясь.
Бывают моменты, когда ты видишь — то, что у тебя получается, не имеет ничего общего с тем, что ты представлял себе, когда начинал работу. И ты начинаешь снова искать, делать что-то совершенно с нуля. Мне кажется, в таком процессе и рождается анимация.
Мультфильм "90" — старая история о капитане, которая появилась достаточно давно, но долго не была реализована. Прежде всего, толчком к ней стала книга "Путешествие и приключения капитана Гаттераса" Жюля Верна, а также истории жизни покорителей севера и собственная тяга Александра к путешествиям. Это история об упорстве человека в стремлении к своей цели, о судьбе и природе, с которыми он неизбежно столкнется.
Работа над первым мультфильмом дала Александру большой опыт и стала сильным толчком к развитию дальше. Сейчас он продолжает самостоятельно учиться и совершенствоваться.
В будущем хочется, сделать уже какую-то более серьезную работу, чтобы это был не просто мультфильм, а художественное высказывание.
Другие работы Александра можно посмотреть здесь.
Дарья Сеничева
Даша — приверженец 2D анимации. Из последнего, что посмотрела, ей понравилась анимация художника Райана Гиллиса "Palm Rot".
Когда мультфильм создается — это всегда радостно, но чертовски трудоемко. Он придумывается, разрабатывается, описывается, рисуется, стирается и снова рисуется.
Даше нравится делать мультфильмы о людях, о том, что с ними происходит.
Работу Даши также можно посмотреть на выставке молодых художников Карелии "МЫ".
Портал "Петрозаводск говорит" желает ребятам творческих удач. А читателям предлагает высказаться, какой мультик им пришелся больше по душе.